SELECTED (property of the artist) WORKS 1975-2010
SELECTED (property of the artist) WORKS 1975-2010
Oil on Canvas
«…Исключительно сильный автобиографический импульс (это может быть визуальное воспоминание, потянувшее за собой цепочку самых разнородных бытийных ассоциаций, или, наоборот, визуализированный психологический стресс) воспроизводится, воспереживается, воссоздается в неком бесконечно длящемся пограничном психологическом состоянии – между миражом и действительностью, явью и сном. На это сложное состояние и настраивается собственно инструментарий. Вязкий, плотный колоризм Кирцовой, неторопливая пульсация цвета, пробирающегося по лабиринтным обизвествленным капиллярам, ее эстетика касаний, поглаживаний холста, частая смена фокуса – от геометризации к некой бесформенной миражности, - все это призвано церемониализировать этот процесс самоидентификации художника в мире.
Бесконечный – и не конечный. Ибо, подходя к черте рационального, к прекрасной ясности и прозрачности, художник, обретая себя, должен возвращаться – в полусон, полумираж. Ибо – об этом знали еще русские
символисты – оттуда видится глубже, слышится отчетливее, чувствуется острее…”.
Александр Боровский, Санкт-Петербург
«…Этот бестелесный эффект свечения важен не только с точки зрения чистого визуального удовлетворения, но также, в метафорическом смысле, в допущении мимолетного чувства жизни – это касается и живописи, и рельефных объектов из дерева и стекла, и рисунков, доведенных до живописного состояния. Как моментальная вспышка фотографа, разрывающая время на «до» и «после», искусство Кирцовой вызывает у зрителя переживание мгновенной связи, которая неожиданно и молниеносно преображает наше восприятие простой краски в ИСКУССТВО, или органическое продолжение художественного опыта в ЖИЗНЬ».
Майкл Гован, Нью-Йорк
«…Ни в одной из ее картин нет и намека на попытку добиться какого-либо внешнего эффекта. Скорее они являют – хочется сказать, как у старых мастеров – полновесное ремесленное качество. Но это только технический аспект современного сознания, отраженного в картинах Кирцовой. Более того, действительно новое в ее художественных работах – это почти спонтанное включение бытия во всей его сложности. Противоречия, бытие иллюстрирующие, становятся, через искусство, предметом и процессом гармонизации. Необходимое усилие, визуализируемое работой художника и включенное в нее, и создает глубину произведения, которое в упомянутом контексте представляет преобразованную сложность…».
Ханс-Питер Ризе, Вейсбаден
«Как всегда, в творчестве Алены Кирцовой есть ассоциативное восприятие реальной среды: город, интерьер, ландшафт. Пути искусства тут идут или путем эстетической «игры» в слаженную систему, или к «молчанию» большеформатных холстов. Так как ни одна система не исчерпана до конца, то она является открытой; здесь много значит личный опыт – он в страхе от всех систем и обязательности. В конечном итоге, стоит, обобщая сказать, что в живописи Кирцовой преобладает инстинкт, который создает свои «миры» и разрушает их, чтобы снова двигаться вперед…»
Валерий Турчин, Москва
«Работы очень непростые.
Закрашиваем плоскость? Вот красится легко и быстро. В другой раз – трудно.
Одни картины - очень родные, другие – более отстраненные. А внешне все одно – чистое «ничего».
«Ничего» - это искусство написанного, но скрытого.
Что скрыто?
Грустное, смешное, ужасное?
Придуманное или пережитое?
Каждый раз иначе.
«Ничего», однако, написано хорошо.
Или записано хорошо. Живописная плоскость всегда несет в себе нечто от искусства конспирации».
Василий Ракитин, Париж