Objects

В х Ш х Г : высота, ширина и глубина - параметры ящиков и шкатулок, содержащих новую форму, созданную из обломков старой.


Если нельзя сломанное починить, то что можно соорудить из обломков? - Одно из моих любимейших детских занятий. Смешная задача была: как потом припрятать сделанное, чтобы не выбросили старшие.

Уже взрослой, нанося краску на холст, перейдя с кистей на мастихин, хотелось всё больше наращивать фактуру краски. Тогдашние рельефные пасты смущали своим пластмассовым веществом, а клеить что-то на холст - не лежала душа. И вот - удача: однажды дома из-под потолка рухнула полка с пустыми разного цвета бутылками. Смела веником разбитое, залюбовалась и пожалела выбрасывать. Под рукой был пустой деревянный с крышкой ящик из-под красок, доставшийся мне от моего учителя. Завязалась длительная игра в сложение цветных прозрачных блестящих и матовых осколков. Слоистость, сложная цветность, завихрения композиций замечательно синхронно поплыли вместе с моей тогдашней живописью. И, конечно, появилась желанная сдержанная трёхмерность.

Время от времени возникает необходимость поиграть с ‘ненужным’ веществом, заключив его в шкатулки с крышками и в ящики - без.

Алена Кирцова. 2017


Первый объемный коллаж появился у живописца Алены Кирцовой в 1988м году, когда она перестраивала свою живопись от hard-edge к фактурной абстракции, от работы кистью к мастихину. В деревянной коробке с крышкой был как драгоценности собран и зафиксирован бутылочный бой разноцветного стекла, а сама шкатулка была расписана маслом под дерево, как бы отреставрирована. Следующего коллажа пришлось ждать пять лет, когда уже были написаны метафизические текстурные холсты: Ступени, Облако, Камень, Вода… Это был ящик с однотонными осколками стекла, напоминающими волнующееся море у Феллини, а за ним ящик номер два с геологическим чередованием слоев стекла и асфальта… Этот последний теперь находится в коллекции музея Гуггенхайм. Директор музея стал однажды расспрашивать Кирцову, как она работает над ассамбляжами, и, услышав, что все наполняющее ее ящики должно быть найдено, налито, выпито, разбито, пережито ей самой, удивился и предложил ставить такие вещи на поток: слышишь работает отбойный молоток на улице? закажи рабочему нарубить тебе больше асфальта - будет сразу больше ящиков. Не на ту напал. Ящики, шкатулки, ковчеги Алены Кирцовой хранят личные тайны, а тайн не может быть много, если это не архив охранного отделения. Ценность тайны в редкости. “Ящиков” - без крышки и “шкатулок” - с крышкой и так теперь немало, - хватило на выставку. Бытовое наполнение экзистенциальных кирцовских хранилищ вовсе не такое мусорное, как может показаться на первый взгляд, - элементы композиции, заключенной в глубокую раму ящика, складываются в стихии природы, ELEMENTS, в те же живописные Воду, Землю, Воздух и Огонь. Стеклянные осколки преображаются художником в вихри ветра и неба, рассыпаются в архипелаги островов в океане; битые горшки в выдвижном ящике кажутся археологическим раскопом; плотно уложенные грядки черного бакелита складываются в джазовую мелодию; отесы осиновых лемешин смотрятся пашнями бесплодных земель; со спокойным песчаным откосом граничит бликующее зеркало озера... Как ребенок играя в песочнице, взрослый художник превращает найденные, доступные рукам щепки, осколки и железки в высокие поэтические переживания. Объекты Кирцовой - выход за пределы двухмерного холста в материальный мир. Однако все ей изображенное - ее собственные миры, ее частные стихии. Это она как в архаичном мифе замкнула их в секретные ларцы, ограничивая волнения природы и движения души человека высотой, шириной и глубиной художественного произведения в сантиметрах. Это элементы ее искусства, минималистичного и многосложного одновременно, и это ее колодцы-рамы, в которых отдается эхом ее творчество. Ну, а нам, зрителям остается только смотреть со стороны на игру художника, с нами она не заигрывает.

Юрий Аввакумов. 2017